О нас

Читинский авиационно-спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации (ДОСААФ) создан в 1934 году. За годы существования аэроклуба в его стенах были подготовлены сотни летчиков, планеристов, авиационных механиков и тысячи парашютистов.

Сегодня АСК располагается в городе Чите на аэродроме «Каштак». В распоряжении клуба находятся авиационная техника, позволяющая выполнять задачи определенные его уставом, наземная техника обеспечения полетов и парашютных прыжков.
В настоящее время клуб выполняет полеты на самолетах Як-52, Ан-2, вертолётах Ми-2. Парк авиационной техники отвечает требованиям летной годности, сертифицирован. Летный и технический состав клуба имеет большой опыт учебно-летной работы и высочайшую квалификацию. Руководящий и летно-инструкторский коллектив — летчики первого класса, мастера спорта.

Читинский авиационно-спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации

Задачами клуба являются:

  • Привлечение широких масс детей, подростков и учащейся молодёжи к систематическим занятиям авиационно-техническими видами спорта
  • Теоретическое и практическое обучение детей и подростков авиационным дисциплинам, ознакомление с авиационными профессиями
  • Привлечение к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов
  • Практическое осуществление массовых и индивидуальных форм учебно-тренировочного процесса
  • Военно-патриотическая работа по воспитанию у молодёжи любви к Отечеству, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, ответственного отношения к семье и окружающей среде

Основные виды деятельности:

  • Подготовка спортсменов по авиационно-техническим видам спорта
  • Изучение конструкций летательных аппаратов и авиационных двигателей
  • Обучение конструированию и постройке авиационных моделей, испытание их в воздухе
  • Организация и проведение соревнований по авиационно-техническим видам спорта
  • Проведение авиационных праздников, показательных выступлений и участие в других зрелищных массовых мероприятиях.

Большое значение в оборонно-массовой работе среди молодежи имел IX съезд ВЛКСМ, состоявшийся в январе 1931 года. Съезд принял решение взять шефство над Военно-воздушными силами и провозгласил лозунг «КОМСОМОЛЕЦ НА САМОЛЕТ» Молодежь горячее откликнулась на этот призыв. Юноши и девушки направлялись а авиационные учебные заведения и аэроклубы ОСОАВИАХИМа.

5 мая 1934 года по решению Краевого Комитета партии при поддержке Центрального совета ОСОВИАХИМ в городе Чите был открыт аэроклуб с филиалами в Шилке и Черновских копях.

20 мая 1935 года аэроклуб выпустил первых 13 воспитанников, окончивших курс моторного отделения. Каждому из них было вручено удостоверение и присвоена квалификация авиационного моториста.

В мае 1936 года состоялся первый выпуск группы летчиков-инструкторов.
До начала Великой Отечественной Войны для Вооруженных Сил было подготовлено 627 летчиков и 130 авиационных мотористов.

В суровые годы войны воспитанники аэроклуба сели за штурвалы боевых машин. За мужество и героизм многие были награждены орденами и медалями, а 12 из них удостоены звания Героя Советского Союза.
В 1949 году после вынужденного перерыва обусловленного войной и сложным послевоенным положением , возобновляет работу самолетно-планерная станция.

В 1959 году самолетно-планерная станция реорганизуется в парашютно-планерную. На станции. Поступает 4 новых планера КАИ-12, что позволяет организовать систематические полеты для обучения планеристов. В 1960 году станция насчитывала уже более 8 двухместных и 3 одноместных планера.

В 1961 году станция реорганизуется в спортивно-планерный клуб.

В 1964 году получены первые два самолета Як-12. Это позволило возобновить обучение пилотов и организовать подготовку парашютистов своими силами. Кроме того, самолеты использовались для буксировки планеров. В этом же году спортивно-планерный клуб преобразован а авиационно-спортивный.
В 1967 году в авиационно-спортивный клуб поступают самолеты Ан-2, что позволяет увеличить возможности по подготовке парашютистов.

За период с 1964 по 1980 годы в клубе подготовлено 142 планериста, 100 спортсменов-летчиков, 3155 парашютистов. Впервые в истории клуба 14 парашютистов выполнили норматив мастера спорта СССР.
В 1983 году авиационно-спортивный клуб оснащается новой спортивной техникой – учебно – спортивными самолетами Як-52.

В 1984 году Постановление правительства авиационно-спортивному клубу присвоено имя Героя Советского Союза Глазова Н.Е.

В 1993 году в клуб пришли спортивно-пилотажные самолеты Як-55.

Сборные команды летчиков и парашютистов Читинского авиационно-спортивного клуба неоднократно участвовали в соревнованиях различного уровня, занимая призовые места. Спортсмены-парашютисты засвидетельствовали свое представительство на международных соревнованиях в Швейцарии и Китае.

Обучаясь в Читинском аэроклубе, тысячи юношей и девушек воспитали в себе качества, необходимые защитнику Родины-смелость, мужество, самообладание.

Начальники Читинского авиационно-спортивного клуба

1934 год – Крючков И. Г. (предположительно)
1939 год – Вялков
1949 год – сведений нет
1951 год – Галактионов Георгий Кузьмич
1954 год – Давыденко Иван Иванович
1959 год – Качалов Василий Иванович
1966 год – Лобанов Михаил Аполлонович
1970 год – Налетов Эдуард Евгеньевич
1972 год – Сташков Борис Георгиевич
1982 год – Антонов Леонид Николаевич
1983 год – Попов Леонид Иванович
1983 год – Олейник Николай Григорьевич
1988 год – Платонов Евгений Маркович
1993 год – Корсаков Олег Зиновьевич

Если вы хотите насладиться ощущением пьянящего свободного падения и хоть на несколько секунд ощутить себя парящей птицей, парашютное звено Читинского аэроклуба подарит вам такую возможность.

Можно сказать, что с момента образования клуба, начинает свою жизнь парашютное звено. За весь период работы клуба тысячи подростков совершили свой 1-й прыжок с парашютом. Подготовлено 3 Мастера Спорта Международного Класса, 15 Мастеров Спорта, 10 Кандидатов в Мастера Спорта, более 200 спортсменов-разрядников.

Основой парашютного звена являются спортсмены – члены сборной команды Забайкальского края.

В 1982 году сборная команда по классическому парашютизму, участвуя в соревнования на «Кубок Сибиряков-Гвардейцев»в городе Новосибирске, заняла первое место и ей был вручен переходящий кубок.

В 1983 году на аналогичных соревнованиях команда повторила свой успех, а в 1984 году сборная команда парашютистов впервые приняла участие в соревнованиях по парашютному многоборью. В этом же году на соревнованиях «Дружба-84», в которых принимали участия парашютисты из Монголии, читинская команда заняла первое место. 1986 год – призёры соревнований на Кубок «Дальний Восток» в Хабаровске, в 1992 году – чемпионата России по парашютному спорту.

Засвидетельствовали своё представительство читинские парашютисты и на международных соревнованиях. В 1997 году, как одна из сильнейших в регионе Сибири и Дальнего Востока, читинская команда парашютистов, по приглашению Федерации парашютного спорта, приняла участие в международных соревнованиях в г. Локарно (Швейцария). А в 2001 году в составе сборной команды Читинского и Иркутского клубов по приглашению Федерации парашютного спорта Азиатского континента – в международных соревнованиях в г. Жу-Шан (Китай). И до настоящего времени парашютисты Читинского АСК постоянно занимают призовые места на соревнованиях различного уровня.

И всё же основная задача парашютного звена – подготовка начинающих парашютистов. Для всех желающих совершить прыжок с парашютом, или заниматься парашютным спортом серьёзно, имеются класс теоретической подготовки с наглядными пособиями, укладочный класс для практических занятий и укладки парашютов. На аэродроме «Каштак» оборудован тренажёрный городок со всем необходимым для качественной подготовки начинающих парашютистов к прыжку. Занятия проводят опытные инструктора, Мастера Спорта, имеющие на своём счету не одну тысячу прыжков с парашютом. При выполнении трёх прыжков с парашютом присваивается 3 спортивный разряд по парашютному спорту.

Самолетный спорт

Полеты на самолетах разных весовых категорий с поршневым, турбовинтовым и реактивным двигателями на установление рекордов скорости, высоты, дальности, продолжительности полетов, скороподъемности и грузоподъемности.
Соревнования на 1-местных и 2-х местных учебных самолетах с поршневым двигателем в искусстве выполнения фигур высшего пилотажа в прямом и обратном полетах, в полетах по кругу, самолетовождении по маршруту, в открытой и закрытой кабинах, днем и ночью.

За годы существования Читинского авиаспортклуба сотни юношей и девушек получили первоначальную летную подготовку.
Обучаясь в аэроклубе, они вырабатывали в себе качества, необходимые защитникам Родины – смелость, мужество, самообладание.

Для многих занятия самолетным спортом в клубе стали лишь первой ступенькой на пути совершенствования летного мастерства, и свою жизнь они на всегда связали с небом, став профессиональными летчиками.
Участвуя в соревнованиях различного ранга, команда летчиков-спортсменов неоднократно становилась призером Чемпионата России по высшему пилотажу.

В нашем клубе можно научиться управлять самолетами, позволяющими выполнять фигуры высшего пилотажа, самостоятельно пилотируя спортивный учебно-тренировочный самолет

Авиамодельный спорт.

В 1939 году при Читинском аэроклубе открылись курсы подготовки инструкторов авиамоделистов для организации кружков в школах города Читы. Вел эти курсы летчик-инструктор Воротилкин. В предвоенные годы авиамодельные кружки работали во многих школах нашего города. В том же 1939 году после окончания курсов в школе №3 организовал авиамодельный кружок из ребят – семиклассников Кузин Владимир Иванович.
После окончания Великой Отечественной войны Кузин В. И. организовал авиамодельный кружок в городском доме пионеров и вел его в 1946 – 1947 годах. Летом 1947 года были проведены первые городские соревнования в районе нынешнего стадиона СибВО.

Любовь к небу и авиации Владимир Иванович передал своему сыну Владимиру и внукам Максиму и Павлу. Далее руководителями кружка стал Галактионов Георгий Кузьмич, который одновременно работал в аэроклубе. Позднее появился авиамодельный кружок на станции юных техников. В те годы большую помощь Читинским авиамоделистам оказал военный летчик запаса Зырянов Сергей Январьевич. Он приезжал из Улан – Удэ и неделями жил с нашими авиамоделистами на аэродроме Каштак, где организовывал сборы и соревнования. С 1961 по 1980- е годы большой вклад в развитие авиамодельного спорта области внес ученик Зырянова С. Я. Алексей Михайлович Мясников.

В 1960 году после окончания Иркутского техникума Физической культуры и спорта он приехал в п. Новопавловка, где через год стал директором школы и организовывал авиамодельный кружок. В 1961 году подготовленная им команда заняла 1 место на областных соревнованиях. В 1963 году Мясников А. М. готовит сборную команду области, которая занимает на зональных соревнованиях в городе Хабаровске 2 место. В апреле 1964 года Мясников А. М. возглавляет авиамодельную лабораторию авиационно–спортивного клуба. С этого года растет число кружков в городе и районах области. Областные соревнования 70-х годов собирают 15 команд и до 150 участников.

В последующие годы авиамодельной лабораторией руководили:

  • Потехин Владимир Иннокентьевич
  • Мясников Алексей Михайлович
  • Ларионов Алексей Анатольевич
  • Кнырков Юрий Георгиевич
  • Цымбалюк Владимир Александрович
  • Дураев Станислав Яковлевич
  • Абрамов Олег Викторович

С 1999 годы наши спортсмены ежегодно участвуют во Всероссийских соревнованиях. Чемпионами России среди юношей становились Сущенко Руслан, Абрамов Александр, Кочур Анатолий. 2002 и 2003 годах наша команда завоевывает 1-е место в городе Новосибирске. В 2003 году мастером спорта стал Сущенко Руслан.